Главная

Библиотека

Полезные товары

Ссылки

Информация

В разделе Школьникам добавлены экзаменационные билеты с ответами для 9 класса.

На сайте открыта Гостевая книга, где Вы можете оставить свои сообщения, высказать предложения, задать вопросы по предмету.

В разделе Библиотека содержится большой выбор методической литературы, тестовых заданий и др.

 

 

Как бороться с монотонностью речи

Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил.

 

Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?

 

Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! Это правило первое. И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.

 

Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.

 

Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. Это будем считать вторым правилом. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.

 

Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.

 

Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов.

 

Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:

 

– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?

 

Интонация голоса почти не повышается.

 

А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в этом упражнении: «Мимозы Мила маме купила».

 

Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?

Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?

Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?

Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?

 

Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. И это правило третье.

 

Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:

 

– Ну, не безобразие ли это?

– Не обидно ли?

 

По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.

 

Помимо этого, правило четвёртое: даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура.

Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!

 

начало раздела>>>


 

Обществознание
в кармане –

отличная возможность облегчить процесс обучения. Теперь Вам не нужно создавать специальные условия для изучения и запоминания тем по курсу Обществознание! Их можно прослушивать по дороге в школу, на отдыхе, занимаясь однообразной работой. При необходимости каждую из них можно прослушать несколько раз, что увеличит качество запоминания.