Главная

Библиотека

Полезные товары

Ссылки

Информация

В разделе Школьникам добавлены экзаменационные билеты с ответами для 9 класса.

На сайте открыта Гостевая книга, где Вы можете оставить свои сообщения, высказать предложения, задать вопросы по предмету.

В разделе Библиотека содержится большой выбор методической литературы, тестовых заданий и др.

 

 

Идеальная картина образования. Чтобы мы хотели от школы?

Чтобы попасть в цель – надо её видеть. Чтобы получить какой-то результат – его надо себе чётко представить. Потому сначала надо описать точно – что мы хотим от образования, от школы, а уже после этого можно будет двигаться к реализации этого в жизни.

 

К сожалению, я не вижу, чтобы поднимались вопросы о кардинальных изменениях в школе – идут дискуссии о зарплате, формах организации, объёмах преподавания, способах тестирования. Законы и стандарты написаны как будто специально так, чтобы в них не смог разобраться обычный человек. Я не вижу в них цельной картины – всё распадается на части мозаики. А из того, что я могу понять, далеко не всё встречает у меня согласие.

 

Американский философ и гуманист Л. Рон Хаббард высказал мысль, что для детей мы должны достичь более высокого уровня цивилизации, чем имеем. И мне эта идея очень нравится. Нынешняя цивилизация – с преступностью, наркоманией, коррупцией – это не то наследие, которого достойны дети. Как же достичь такого образования, которое подняло бы детей на более высокий уровень, чем мы имеем? Я попробую изложить свои мысли сначала вкратце, а потом что-то объяснить подробнее.

 

Первое и главное: дети должны научиться учиться, то есть уметь находить знания, оценивать их верность, уметь делать их своими. При этом должны научиться учиться без негативных последствий для здоровья – и душевного и физического.

 

Процесс обучения – не просто накопление данных. Это процесс понимания и открытия новых, лучших способов действовать».
(Л. Рон Хаббард, философ, писатель, автор эффективной технологии обучения, используемой центрами Прикладного Образования)

 

Теперь подробнее о том, чему же, на мой взгляд, надо научить школьников за 11 лет в школе (кстати, почему для всех установлена одинаковая продолжительность обучения? Люди-то все разные!
Итак, по пунктам.

 

1. Уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями. Первую часть было бы правильно изучать на физкультуре, в теории. Но когда видишь и слышишь море примеров, когда люди не знают правил питания, получают травмы на ровном месте, курят, пьют и употребляют наркотики – видно, что практика с теорией у многих не согласуется. Вторая часть – как справляться с травмами и болезнями – должна быть частью ОБЖ. И снова практика показывает, что единицы способны что-то сделать в этом отношении. При том, что своевременная помощь просто спасает жизни или уменьшает тяжесть последствий травм и болезней. Сейчас же надежда только на «Скорую помощь».

 

2. Уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности). Полностью отсутствующая в школе часть жизненно важных данных – учителя не умеют распознать малолетних преступников и их одноклассники молча терпят надругательства. А как вам такая «шутка» – «в 90-е годы девушки хотели стать валютными проститутками, а парни – рэкетирами»? Далеко ли ушла современная школа? Легко ли могут выпускники отличить группу с социально конструктивным поведением от антиобщественной? Откуда пришли подростки на сборища фанатов с мордобитием всех прохожих? Почему они не понимают – каковы реальные цели этих мордобоев? Могут сказать – что это слишком сложная тема и даже учёные-психологи не могут точно оценить людей, что им для этого надо провести кучу тестов и лет 8 практиковаться. Согласен – для «учёных»-психологов это слишком сложно. Но как раз с их появлением в школе пошла резкая деградация образования. И если не спрашивать психологов, а поискать данные – они очень легко найдутся. Мне, по крайней мере посчастливилось их узнать и я уже много лет их с успехом применяю. Мне хочется, чтобы и дети с ними познакомились и могли строить свою жизнь и отношения с людьми не на скользкой интуиции, а на проверенных и точных законах жизни.

 

3) уметь создавать и развивать группы (в том числе семью). Навыки и знания, имеющиеся в этой области в школе сейчас, не ушли дальше умения создавать октябрятские звёздочки. И как показывает практика – создаваемые фирмы слишком часто разваливаются, а процент разводов приближается к 50%. Это катастрофа для цивилизации. И опять же – если у вузовских преподавателей нет точной и работающей на 100% теории, ещё не значит, что законов развития и создания групп нет.

 

4) уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным. В школе об этой теме даже не заикаются. Учителя работают как умеют. Успеваемость улучшается или ухудшается сама собой. Никаких идей, кроме «надо больше учить», в школе не знают. И тем более там не знают – как поднять производство в реальной организации или на фирме. Не могут научить школьников – что надо делать, чтобы стать преуспевающим в жизни. Это надо ведь не только будущим руководителям, но тем, кто хочет быть УСПЕШНЫМ (водителем, механиком, продавцом...). Понятно, что кое-кто не хочет вообще ничего. Но таких мало и их можно не принимать во внимание. Представьте – как изменится общество, если выпускники школ будут знать – как преуспевать в жизни – и большинство станет эти знания применять!

 

5) уметь хорошо общаться и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли. Очень полезные навыки! Вряд ли со мной будут спорить, что ими владеет малое количество людей в полной мере. Учителя – не исключение. Предмета такого – «Общение» – в школе не было никогда. В ФГОС пишут про то, что ученики должны в какой-то степени овладеть этим навыком. Но как? В ходе просто посещения школы... Расчёт примерно такой же, как если бы посещая школу ученики без учебников по математике, без уроков, без рассказа о теории и без практики в решении математических примеров ВДРУГ стали бы математиками!

 

6) уверенно знать основы естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия). Без комментариев. Или почти без... Выпускники должны знать ОСНОВЫ (именно основы!) УВЕРЕННО. Это гораздо важнее, чем то, что происходит сейчас – в школьной программе зачем-то дают слишком много СПЕЦИАЛЬНЫХ данных по математике, физике, химии и биологии. И уверенно знает эти данные какой-то ничтожный процент победителей олимпиад. Уверяю вас – эти единицы могут получить эти знания, если им это надо будет, и вне школы! Не надо себя обманывать тем, что, напихав в школьную программу научные сложности, можно добиться подъёма ОБЩЕЙ научной грамотности. Просто посмотрите в газеты – в каждой печатают гороскоп и комментарии астрологов. Кроме, конечно, «Вестника АН РФ». Только его читатели 100% уверены в ненаучности гороскопов. Если бы выпускники уверенно ЗНАЛИ основы естественных наук, гороскопы бы перестали пользоваться популярностью.

 

7) знать основы истории и литературы. Тут могу добавить только то, что литература – огромное достояние, и что оттуда выбрать – дело очень сложное. А история, к сожалению, чересчур много раз переписывалась, и в любом учебнике легко увидеть личные пристрастия автора учебника. Потому я – просто за знание самых основ истории. Без «партийных» оценок.

 

8) хорошо знать 2-3 языка (включая родной).
Опять же – ХОРОШО знать. Сейчас наблюдается странная ситуация – ВСЕ учат иностранный в школе, и мало кто получает меньше «удовлетворительно», а связать несколько слов почему-то зачастую не могут даже выпускники вузов. Это огромное потерянное время, нервы и средства.

 

9) знать основы экономики и законодательства. Понятно, что законы и экономику СДЕЛАЛИ слишком сложными. Но основы выпускники должны знать.

 

10) знать, как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными. Эти данные стали очень важными с уменьшением числа детей в семьях. Слишком много вокруг противоречивых советов на эту тему.

 

11) знать правила дорожного движения и хорошо водить машину. Возможно, этот навык сейчас даже важнее знания математики. По крайней мере, водителей уже гораздо больше, чем математиков. Пора это уже учесть в системе образования.

 

12) уметь работать на компьютере и пользоваться Интернетом. Тут кое-какие успехи есть. Но дети прекрасно умеют ИГРАТЬ, а вот пользоваться очень многими, практически полезными, программами могут единицы. И это ИХ заслуга, так как большинство учеников в школах заинтересовать ничем кроме игрушек почему-то не смогли.

 

13) уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами. Это как заключительная идея.

 

Я исхожу из того, что школа должна создавать НОВУЮ цивилизацию, более компетентную, более успешную, более здоровую. Возможно, эта идея многим покажется революционной – ведь существующая ситуация почти всех устраивает – учителя, сколько я помню, жалуются на низкую зарплату и недостаток внимания и уважения, родители ругают школу за недостатки, школьники превращаются в бездельников, наркоманов, алкоголиков и хулиганов. Все вроде при деле, все чем-то заняты, а результат какой? Продолжающаяся деградация общества при явном техническом прогрессе.

 

Самое интересное, что то, что я описываю – это не просто благие пожелания или утопия – это уже реализованные на практике проекты и много лет существующие во многих странах школы. С ними можно познакомиться вживую. Можно оценить результаты их работы. Пообщаться с выпускниками. Создатели этих школ не делают секрета из своих успехов и способов их достижения.

 

Почему же их опыт не внедряется во все школы? Может, руководителям образования некогда оторваться от многочисленных бумаг и проектов, может, они не владеют навыками оценки информации, может, им приказа никто не отдал соответствующего...

 

Второе – чему они должны научиться:

 

1. уметь создавать своё тело и здоровье, уметь справляться быстро с травмами и болезнями;
2. уметь оценивать людей и группы по целям и по уровню тона (по жизненной силе и активности);
3. уметь создавать и развивать группы (в том числе семью);
4. уметь улучшать свою жизнь, чтобы быть успешным;
5. уметь хорошо общаться, и с помощью общения улаживать проблемы, уметь понимать других людей и понятно излагать свои мысли;
6. уверенно владеть основами естественных наук (математика, физика, химия, биология, география, астрономия);
7. знать основы истории и литературы;
8. хорошо знать 2-3 языка (включая родной);
9. знать основы экономики и законодательства;
10. знать как растить и воспитывать детей, чтобы они выросли здоровыми, умными, счастливыми и успешными;
11. знать правила дорожного движения и хорошо водить машину;
12. уметь работать на компьютере и пользоваться интернетом;
13. уметь пользоваться разными (основными) бытовыми и офисными устройствами.

 

Разумеется, учителя тоже должны знать и уметь это. И уметь этому научить детей. Тогда их профессия станет уважаемой.

 

Теперь – чуть подробнее. Сейчас в школах с каждым годом обучения состояние здоровья детей ухудшается! И это не является, во-первых, обязательным элементом обучения – так как можно учиться без ослабления здоровья. И во-вторых, приводит к росту различных проблем в обществе, и соответственно желательно от этой тенденции избавиться. Это не просто благое мое пожелание (с которым, надеюсь, большинство согласно) – ещё в 1960-х годах Рон Хаббард открыл, а затем миллионы людей могли наблюдать и применять это на практике, что неправильное обучение может приводить к различным проявлениям умственного и физического плана, в том числе к головной боли, боли в животе, глазах, чрезмерной усталости и так далее. Способы исправить такие проявления тоже были разработаны и уже много лет применяются практически во всех странах с неизменным эффектом.

 

Уметь оценивать знания и делать их своими – этой способности сейчас очень не хватает школьникам. Ориентация на зазубривание и на то, что в учебниках написана истина в последней инстанции – это реальность школы. Взять хотя бы запрет на использование справочников на ЕГЭ по математике.

 

Кто-то может назвать причину – для чего надо человеку помнить формулу синуса суммы углов? Где её можно применить в жизни? Если уж просто решение тригонометрических уравнений ничего кроме «гимнастики ума» не даёт, то зачем ещё и заучивать громоздкие формулы? Сейчас вполне достаточно знать, что такие формулы существуют и знать, где их искать – и вы всегда их найдёте в справочниках или в Интернете! Если же вы не научились их использовать, то даже если заучив наизусть все учебники, не сможете решить ни одной практической задачи.

 

начало раздела>>>


 

Обществознание
в кармане –

отличная возможность облегчить процесс обучения. Теперь Вам не нужно создавать специальные условия для изучения и запоминания тем по курсу Обществознание! Их можно прослушивать по дороге в школу, на отдыхе, занимаясь однообразной работой. При необходимости каждую из них можно прослушать несколько раз, что увеличит качество запоминания.