Главная

Библиотека

Полезные товары

Ссылки

Информация

В разделе Школьникам добавлены экзаменационные билеты с ответами для 9 класса.

На сайте открыта Гостевая книга, где Вы можете оставить свои сообщения, высказать предложения, задать вопросы по предмету.

В разделе Библиотека содержится большой выбор методической литературы, тестовых заданий и др.

 

 

Отношение родителей к ребёнку в процессе учебной деятельности

 

Мы, родители, часто грешим тем, что с нервозностью воспринимаем школьные оценки своих детей, как будто эти оценки поставлены нам самим. Мы бессознательно относимся к оценкам, полученным нашими детьми, как к оценке нашей собственной родительской успешности, состоятельности. Это является одной из причин "плохого поведения" и неуспеваемости наших детей. Есть и другие причины, например, неумение родителей защитить своего ребёнка перед лицом педагогической агрессии, при объективно несправедливом отношении педагога, но сейчас мы это рассматривать не будем, это тема отдельной статьи.

Рассмотрим отношение родителей к ребёнку в процессе учебной деятельности дома.

Нервозность по отношению к успехам детей проявляется обычно следующим образом. Взрослый говорит ребёнку:"Учись так, чтобы мне за тебя не пришлось краснеть". Получается, что самоуважение взрослого(отца, матери) зависит от школьных отметок ребёнка. Иначе говоря, взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным ребёнка за свою самооценку, как бы говоря ему: "Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет". То и дело звучат "воспитывающие фразы": "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне(отцу, матери) не было плохо", или: "Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!", или:"У мамы из-за твоей двойки заболело сердце...".

Такой подход есть не что иное, как эмоциональный шантаж, который является, как и всякий шантаж, насильственным действием по отношению к личности ребёнка. Этот шантаж заставляет ребёнка бояться школы как места, где может что-либо произойти "из-за чего меня(т.е. ребёнка) будут меньше любить или, что ещё ужаснее, подумают, что я их(отца, мать) люблю недостаточно"("если бы ты любил нас, то не огорчал бы двойками"). Ребёнок вынужден нести бремя двойной ответственности, которую накладывают на него родители - и за себя, и за эмоциональное состояние родителей, и бремя это ему не по силам. Ребёнок открыто(идёт "путём хулигана") или тайно(идёт "путём невротика", т.е. расщеплённой личности) начинает ненавидеть и отвергать и школу, и родителей, и учение - т.е. становится "трудным".

Основатель педагогической науки Ян Амос Коменский писал в своей "Великой дидактике", что"...образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою - без побоев и суровости или какого-либо принуждения". Выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко предостерегал, что нельзя насильно заставить хорошо учиться, ибо это может привести к трагическим последствиям.

Что же делать?

А.И. Луньков, профессор МЭГУ, говорит, что первостепенная задача родителей - создать и обеспечить ребёнку атмосферу безопасного познания(хотя бы дома, если в школе это сделать невозможно). Для этого надо дать понять ребёнку, что ВАШИ ЧУВСТВА К НЕМУ и ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ вне зависимости от оценок, которые получены им в школе. Надо дать ребёнку понять, что вы принимаете его и рады ему вне зависимости от школьной успеваемости, что от этого не зависят ваше настроение и переживания. Атмосфера безопасного познания - это когда никто не торопит, не стоит над душой, не ругает и не наказывает за ошибки.

Если вы помогаете ребёнку делать уроки, то отношения с ним должны строиться по принципу "старший-младший брат". Старший не ругает младшего, но к старшему можно обратиться, и он ненавязчиво и доброжелательно поможет. Далее, главным критерием успешности работы для вас должна стать обратная связь "понял - не понял", а не то, какую отметку за совместно достигнутое с вами понимание он получит завтра в классе.

Работа над ошибками

В начальной школе обычно ребёнка учат исполнению заданий учителя, но опускают, теряют функцию контроля, хотя очень важно научить ребёнка контролю и самоконтролю правильности выполнения школьных заданий, и делать это можно и даже нужно, начиная с начальных классов. Для этого А. И. Луньков рекомендует следующий приём, который может применяться и для успевающих, и, что очень важно, для плохо успевающих учеников.

Родитель заводит себе отдельную тетрадь "для домашней работы". На ней написано, что это тетрадь "ученика 1(2,3) класса", а далее идёт имя родителя. В этой тетради родитель выполняет домашние задания, заданные его ребёнку, но обязательно делает при этом ошибки. Ребёнок красной ручкой исправляет эти ошибки и может даже ставить своему родителю отметку("2" или "3"). Родитель следит за тем, чтобы ребёнок не пропускал ошибок, не называя их, но проявляя сомнение и неуверенность. В некоторых случаях, когда ребёнок совсем не видит ошибки, родитель временно выходит из роли "неуспешного" ученика, исправляя и объясняя ошибку.

Мотивация к такой игре сохраняется у ребёнка примерно на 1-2 месяца, чего вполне хватает, чтобы сдвинуть ситуацию вокруг домашних заданий с мёртвой точки и привить ребёнку элементарные навыки контроля, чтобы ребёнок видел, что он делает, что правильно и что неправильно.

После исправления ошибок взрослого ребёнок просто переписывает задание в свою тетрадь.

Разумеется, во время этой работы, как и другого общения с ребёнком, следует избегать негативных реплик по отношению к нему.


Учимся читать

Теперь от письменных уроков перейдём к уроку чтения. Как показывает практика, в том числе и моя личная, по чтению у учеников начальных классов, даже у сильных, возникают значительные перегрузки. Удивительно, но даже в 1-4 классах программой предусмотрены огромные тексты, до десятка страниц, на изучение которых отведено очень ограниченное время.

С другой стороны, на качество усвоения материалов по чтению влияет общий кругозор ребёнка, развитие его разговорной речи в дошкольный период. Если до школы у ребёнка окончательно не выработалось образное мышление, то при чтении длинных и трудных текстов со множеством новых и непонятных для ребёнка слов возникает кризисное состояние без ОБРАЗНОСТИ. Ребёнок просто не представляет, о чём он читает, и не понимает прочитанного.

Ну и, разумеется, не следует торопиться отдавать ребёнка в школу слишком рано, пока у него полностью не созрели интеллектуальные функции.

Чтение в начальной школе тяжело ещё и тем, что к ребёнку предъявляется требование читать вслух, что для него может стать почти непосильной задачей.

- Представим себе, - пишет А.И. Луньков, - чем является для ребёнка, плохо умеющего читать, чтение вслух. При однократном чтении вслух он должен:

1)читать правильно, с выражением и желательно побыстрее;

2)успевать осознавать смысл прочитанного;

3)осознавать и переживать, что его чтение полностью контролируется извне и что каждая ошибка будет замечена и оценена.Тем самым ребёнок может бессознательно умозаключить:"Чтение нужно взрослым, а не мне".

При такой установке трудно получать удовольствие от чтения, тем более, если есть телевизор, компьютер и т.п. При чтении ребёнка вслух протекают три процесса одновременно, что делает процесс чтения таким напряжённым и трудным.

Согласно школьным нормам ребёнок должен сначала научиться читать вслух, а потом про себя.

Но как говорит профессор А.М. Сидоркин, педагогика - это та профессия, в которой опасно быть "железно последовательным", последствия могут быть непредсказуемыми со знаком "минус".

Поэтому А.И. Луньков рекомендует в случаях, когда чтение вслух для ребёнка становится каторгой, сначала читать "про себя" и для себя, а потом повторить вслух для родителей. При этом ребёнок читает текст фактически дважды, сначала связывая слоги и слова и лишь потом ускоряя темп и осознавая смысл всей фразы. Мне лично довелось наблюдать, что такая постановка чтения приводит к положительным результатам.

Кроме чтения "про себя", считаю нужным рекомендовать собеседование с ребёнком по тексту для выявления его понимания. Бывает, слушаешь чтение ребёнка вслух, потом задаёшь ему вопрос:"А что значит вот это?" Ребёнок часто не имеет понятия, о чём идёт речь. В этих случаях надо останавливать чтение и выяснять, что значит непонятное слово, есть ли у ребёнка в запасе соответствующий или близкий образ. Следует также поощрять ребёнка самого задавать взрослому вопросы о непонятных словах. Таким образом, для ребёнка не остаётся в тексте непонятных слов, с другой стороны, такие мини-собеседования будут служить расширению общего кругозора ребёнка.



©Клевайчук А.В., 2005

 

список тем>>>

 

Обществознание
в кармане –

отличная возможность облегчить процесс обучения. Теперь Вам не нужно создавать специальные условия для изучения и запоминания тем по курсу Обществознание! Их можно прослушивать по дороге в школу, на отдыхе, занимаясь однообразной работой. При необходимости каждую из них можно прослушать несколько раз, что увеличит качество запоминания.